Поговорим про эмоции с Полом Экманом



Доктор Пол Экман, профессор психологии, который стал самым известным читателем лиц, пользуется в наши дни большим спросом.

Далай Лама и доктор Экман, увидевшись дважды, достигли такой синергии в своем понимании человеческих эмоций, что Далай Лама выделил доктору Экману $50 000 для поиска ответа на вопрос “Как улучшить эмоциональный баланс школьных учителей и людей других профессий, которые подвержены высокому давлению?”


Федеральное Бюро Расследований, Центральное Разведывательное Управление, полиция штатов и городские полиции обращались к доктору Экману за помощью в изучении тонких эмоциональных ключей в микровыражениях лиц, голосов и языка тела потенциальных убийц, террористов и сомнительных претендентов на визы.

По всему миру более 500 людей: неврологи, психиатры и психологи изучили исследовательский инструмент доктора Экмана под названием СМЛ (FACS) или Система Микровыражений Лица (Facial Action Coding System) для того, чтобы расшифровать какие из 43 мышц лица работают в любой заданный момент, даже когда эмоция настолько мимолетна, что испытывающий ее человек даже не ощущает ее.

Такие глубокие знания выражений лиц помогло доктору Экману стать консультантом аниматоров студии Pixar и Industrial Light & Magic при создании правдоподобных выражений лиц мультипликационных персонажей.

Находясь в медицинском университете Каролины, который находится в Сан Франциско, доктор Экман дал телефонное интервью.

Журналист: Почему и когда вы решили стать психологом?

Пол Экман: Моя мама, у которой, мне сейчас кажется, было биполярное нарушение, покончила с собой, когда мне было 14 лет. Я решил, что единственным способом справиться с произошедшим будет моя помощь таким как она людям в плане изучения эмоциональных нарушений.

Журналист: Что побудило вас сосредоточиться на лице? Неужели голос не играет такую же важную роль, как и лицо? 

Пол Экман: Голос также очень важен. Просто с двенадцати лет я занимался фотографией. Я знал, как правильно использовать фотоаппарат для понимания лица. 

Журналист:  Какие основные человеческие эмоции?

Пол Экман: Есть семь основных эмоций, которые имеют очень четкие сигналы лица – гнев, печаль, страх, удивление, отвращение, презрение и радость.

Журналист: Неужели любовь не относится к основным человеческим эмоциям?

Пол Экман: Романтическая и родительская любовь более стойкие чувства, чем эмоции, хотя они сильно эмоционально насыщены. Моя дочь не только мне радость приносит. Иногда я волнуюсь, иногда я удивляюсь, и иногда я могу испытать гнев. Это приложение, не мимолетное эмоциональное состояние. Настроение, тем не менее, меняется. Оно не длиться настолько долго, как приложение, хотя оно может длиться четыре и более часов. 

Журналист: Более 100 лет тому назад Чарльз Дарвин выдвинул теорию уникальности выражений человеческого лица. Антропологи такие как Маргарет Мид не согласны. Что думаете вы по этому поводу? 

Пол Экман: Первоначально, в 1965 году, я был согласен с Маргарет Мид. Но я решил опытным путем доказать это или опровергнуть. Я показал фотографии с выражениями лица людям из различных стран: США, Японии, Аргентины, Чили и Бразилии, выяснилось, что они одинаково оценивали выражения лица. 

Однако, это не было доказательством, ведь все эти люди могли изучить значения выражений лица по фильмам с Чарли Чаплином и Джоном Уэйном. Мне нужны были люди, которые неизбалованны благами цивилизации и не имеющими доступа к медиа ресурсам.

Я нашел их в горах Папуа Новой Гвинеи. Они не только также оценили выражения лица, но также фотографии с их выражениями лица, которые я сделал, были понятны людям на Западе.

Журналист: Одним из самых невероятных открытий является переживание человеком эмоции при принятии его лицом выражения, которое этой эмоции соответствует. Другими словами, эмоции работают также хорошо изнутри, как и снаружи. Неужели радость также легко ощутить, как и принять радостное выражение лица?

Пол Экман: В некоторых немногих случаях, да. Фокус радости заключается в следующем, не смотря на то, что каждый может улыбнуться, большинство людей не могут произвести движение одной важной мышцей вокруг глаз, которая задействована при генерации физиологии радости. С гневом и отвращением ситуация другая, каждый может сделать правильные движения лицом и включить физические ощущение этих эмоций.

Журналист: Если я сделаю инъекции ботокса по всему лицу и не смогу делать нормальные выражения лица, пострадают ли от этого мои эмоции?

Пол Экман: С большой вероятностью нет. Я проводил исследование с Робертом Левенсоном, профессором психологии Университета Калифорнии в Беркли, над больными параличом мышц лица. Мы не выявили у них ухудшения способности узнавать или переживать эмоции. С ботоксом существует определенная проблема. Ограничение лицевой анимации может сделать людей менее привлекательными. 

Журналист: Люди постоянно врут с помощью лица, не так ли? Вы проводите исследования под названием Проект Диогин с Морин О’Салливан, психологом из Университета Сан Франциско. С помощью этого исследования вы хотите увидеть как небольшая группа людей, менее 1% от населения, сможет по выражениям лица, подсказках в голосе, языку тела и речи отличить врунов от тех, кто говорит правду. Как они это делают?

Пол Экман: Самое главное – это их высокая мотивация. Внимательные наблюдатели, которые без специальной подготовки способны уловить микро подсказки скрытых эмоций, которые мы называем микровыражениями. Эти выражения скрытых эмоций очень интенсивны, потому большинство людей не улавливают их, ведь они длятся всего лишь доли секунды.

Журналист: Существуют ли группы, которые преуспели в распознании правды и лжи?

Пол Экман: Да, Секретная служба. Многие агенты, которых мы обучали были способны в 80% случаев правильно определить ложь и правду.

Журналист: Как дела в этом направлении обстояли у психиатров?

Пол Экман: Ничем не лучше, чем у новеньких студентов колледжа. Близки к простому угадыванию.

Журналист: Так как вы все таки отличаете притворную улыбку от настоящей?

Пол Экман: В притворной улыбки принимает участие только основная скуловая мышца, которая управляет скулой и уголками губ. При настоящей улыбке брови и кожа между верхним веком и бровью немного опускаются. Мышцы, которые в этом участвуют, называются orbicularis oculi, pars lateralis.

Журналист: Могут ли обычные люди научиться отличать настоящие выражения от ложных?

Пол Экман: К моему удивлению, люди могут этому научится в течении одного часа. Я разработал CD, который быстро научит их этому. Я думал, это займет намного больше времени.

Журналист: Вы встречались с Далай Ламой в Дарамсале, Индия. Как прошла встреча?

Пол Экман: Было необычно.  Моя дочь привела меня к нему. Когда ей было 16 лет, она отправилась в Непал и жила в лагере тибетских беженцев. По возвращении она создала при высшей школе Бесплатный Тибетский клуб. Когда я услышал про предстоящую встречу Далай Ламы с западными учеными по поводу эмоций, я вызвался, так у меня появилась возможность взять с собой дочку. До этого случая буддизм меня не интересовал.

Журналист: Как встреча с Далай Ламой изменила вашу жизнь или ваш взгляд на эмоции?

Пол Экман: Я начал изучать буддистских монахов в своей лаборатории. Также, я был на половине пути написания книги “Теория эмоций”, когда я познакомился с ним. Знакомство заставило меня переписать ее. Оно отточило мои идеи, они перестали противоречить буддистским верованиям. Важным моментом того, что мы чувствуем, является знание того, что мы чувствуем в данный момент. Главное понимать, что мы эмоциональны. Чем раньше ты распознаешь эмоцию, тем больше времени будет, чтобы совладать с нею.

По буддистским понятиям это означает заметить искру до появления пламени. По западным понятиям это попытка увеличить зазор между импульсом и речью или действием, сказав или сделав которые мы потом пожалаеем.

Источник: The New York Times

Перевод и адаптация: Все о человеке